О роли Хазарии в истории Азербайджана

Что общего между городом на севере Азербайджана и венгерским всадником 15-го века?

Хазария – одно из наименее изученных исторических государственных образований древности. Первая ассоциация, возникающая у любого русскоговорящего при произношении этого названия – «неразумные хазары» князя Игоря. Государственной религией Хазарии был иудаизм, и, зачастую, в Хазарии помещали новую родину, так называемого, потерянного колена израилева. Сегодня, набирают силу, также, теории о хазарском происхождении европейских евреев-ашкенази. За кажущейся странностью хазарской теории происхождения европейских евреев стоит, в основном, недооценка уровня исторических связей древнего Ближнего Востока и евразийской степи.

История Хазарии – ключ к пониманию исторических процессов на гигантской территории от Центральной Азии и Урала до Центральной Европы. В каком то смысле, она – недостающий элемент, который обьясняет многие странности классической исторической традиции в отношении раннего средневековья Европы. И тот факт, что она не изучена и исковеркана – вполне сознательная политика.

Хазария – прямой наследник скифской цивилизации, ее продолжение. Именно этот очевидный факт – основная причина, по которой роль хазар в современной интерпретации истории игнорируется. Ведь, практически вся европейская историческая концепция построена на «иранском» происхождении скифов. Без этого ключевого элемента, процесс формирования индоевропейской цивилизации, германских, славянских и иранских этносов выглядит совершенно по другому.

А между тем, хазары, номинально, появившись в 5-м веке на территории, совпадавшей с территорией, с которой бесследно исчезли скифы античных времен (приблизительно в то же время), продолжили жить скифской жизнью и носить скифскую культуру. C 6го по 10й века – времена подьема Хазарии, когда ее влияние и власть распространялись на гигантскую территорию от Поволжья до севера Италии.

Акациры – племя, попавшее в европейские исторические хроники 2-го века, известное тем, что принесло в Европу тюркскую военную традицию всадников – не более, чем искаженное Хазары. Акациры хозяйничали на территории от Волги до Италии в течении нескольких веков, воюя и заключая союзы с гуннами и другими племенами, пока не растворились в целом ряде европейских народов, ставших в будущем болгарами, итальянцами, поляками, румынами.

Но, даже, после их полной ассимиляции, память о них жила еще долгие века, в 15-м веке возродившись в венгерских вооруженных всадниках, части «Черного воинства» – гусарах, традиции, позже перенятой поляками и русскими. Цепочка акацир-хазар-гусар, совершенно очевидна, и, ее не замечают классические историки, исключительно, по политическим мотивам.

Другим языковым артефактом, оставшимся от хазар, судя по всему, является русский Казак, и, родственный ему Казах. В византийских источниках термины хазар и казах используются взаимозаменяемо. Некоторые историки считают, что казак – скорее тутул, чем этническая принадлежность, и, означает, «вольный». Данная романтическая версия имеет право на рассмотрение, хотя, я, например, сторник поиска этимологии «Казака» и Казаха в очень устойчивом и древнем этническом корне «сак», просуществовавшем не одну тысячу лет, и, являвшимся, по античным источникам, одним из самоназваний конгломерата степных народов, которые в истории известны, как Скифы.

О силе казахской или хазарской идентичности можно судить по тому, что сегодня, названием этого народа, давно сошедшим с политического пьедестала, себя именуют милионы людей в России (от Урала до Краснодара), Украине и Казахстане. Причем, это люди с разными культурными и этническими корнями.

Что, Хазария означает для нас, азербайджанцев (хазарбайджанцев, как нас называют туркмены)? Ответ, очень прост, и не очень приятен. Хазария – звено, которое было сознательно вырезано из нашей истории, с очень простой и политической целью – обьявить нас пришельцами на собственной земле.

К 4-му веку нашей эры, Албания, по ряду причин в современной истории называемой Кавказской, находилась под правлением скифской династии Аршакидов. Причем, античные историки подчеркивают, что данная династия – не та же самая, что и парфянская династия центральноазиатского происхождения, а является местный скифской. С большой вероятностью, это потомки тех самых скифов, которые после политического роста древнеиранских государств, отступили под их давлением с территории Южного Азербайджана и обосновались в Сакасене, территории севернее Араза, известной в греческих источниках как древняя Скифия – родина Прометея. Оно же – царство Томрис, победившей Кира Великого и остановившей ахеменидскую экспансию на север.

Этим достаточно очевидно обьясняется и последуюшее поглощение Албанией, по большей части располагающейся в горных районах страны, более низинных территорий Сакасены. Скифская династия распространила власть на своих этнических сородичей.

В это же время, на территории севернее Баку формируется Массагетское царство, еще одно скифское государственное образование, включавшее в себя северо-восток Азербайджана и большую часть Дагестана. Учитывая, что первые упоминания о скифах и Скифии в Азербайджане относятся к 8-му столетию до нашей эры, в связи с захватом ими Ниневии и нападении на Египет, мы говорим, о более чем 1000-летней скифской цивилизации на нашей территории.

При этом, классическая историческая концепция умудряется, раз за разом, определять существование скифов и родственные им племена в Азербайджане, как набеги северных кочевников. Тысяча двести лет (даже больше) набегов! И это при письменных и археологических свидетельствах устойчивой государственности, топонимах и династиях. У такой интерпретации, наглой и неприкрытой, единственная цель – омоложение степной составляющей нашей истории. Постулат о прерывистости, как азербайджанской, так и в общем, тюркской истории.

К 6-му веку скифы растворяются в тумане истории, и на этой же территории появляются хазары (на первом этапе, вместе с другим тюркским племенем, суварами, но, постепенно, выходя на первый план). Античным и библейским названием скифов Азербайджана был Ашкуз. Это название, производным от которого является Ашкеназ (принадлежащий Ашкузу) – одна из причин, по которой, еврейские исследователи происхождения европейских евреев вышли на Хазарию. Хазары – те же самые скифы, ашкузы, пронесли этноним на столетия вперед. Настолько, что на определенном этапе раннего средневековья территория Польши и частично Германии называлась Ашкеназ, она же Скифия.

Следующие века – время, когда Азербайджан становится границей между Халифатом и Хазарией. С переменным успехом, территория современного Северного Азербайджана переходит от одной стороны к другой, на протяжении 8-го – 10-го веков. Со временем, под давлением усиливающейся мусульманской империи, самой развитой и прогрессивной цивилизационной силы своего времени, хазары переносят центр своего государства из Дагестана на Волгу, и их прямое политическое влияние на территорию нашей страны уменьшается. Степь политически отступает из Азербайджана на несколько десятков лет, только для того, чтобы вернутся в виде огузов Альпарслана в начале 11-века.

Хазария отступает оставив за собой след из топонимов и гидронимов, от названия Каспийского (Хазарского) моря, до населенных пунктов Гусар, Сувар и Казах, а также многих других.

Из вышесказанного совершенно очевидно, что степная государственная традиция существует в нашей стране уже в 8-м веке до нашей эры, и, практически, беспрерывно продолжается на протяжении следующих почти 2-х тысяч лет, вплоть до момента, который, в классической интерпретации истории считается моментом окончательной тюркизации Азербайджана – захват его огузами-сельджуками.

Хазарское наследие в Азербайджане – прямое свидетельство беспрерывности процесса формирования азербайджанского этноса. Мы, как и наши соседи в Малой Азии, Центральной Азии и на Иранском нагорье – продукт смешения ближневосточной цивилизации Плодородного Полумесяца и Великой Степи, начавшегося много тысяч лет назад и продолжавшегося до новых времен. Хазария – всего лишь звено в этом процессе. Но выдернув его, получить полную картину не получится.

Leave a comment