Истоки и конец дуализма

Дихотомия, дуализм – один из столпов человеческого восприятия мира. Белое и Черное. Мужское и Женское. Плохое и Хорошее. Правильное и Ошибочное. Плюс и Минус. День и Ночь. Ад и Рай. Душа и Разум.

Мы, настолько привыкли укладывать категории и предметы, как физические, так и концептуальные, в трафарет дихотомии, что, принимаем ее, как обьективно существующую. Как формат существования мира и человека. Делим на два, потом складываем части, чтобы получить единицу.

Но, таков ли мир, на самом деле? Почему, например, две части, чаще всего, дают нам целое, а не 5 частей, или не 7?

Ведь, большая часть культурных дихотомических моделей не выдерживают критики.

Например, день и ночь. Несомненно, абсолютный свет и абсолютная тьма (как отсутствие света) являются двумя крайними точками спектра видимого, если представить спектр линией (чем он, кстати, вряд ли, является). Но, ведь 24 земных часа – это целый ряд состояний. От рассветного до сумерек. И, разделить день на, например, 4 или 5 частей было бы, так же, а может, и более функционально.

Дихотомия Неба и Земли – отражение противостояния древних религий. Отец-небо, патриарх и победитель, и, его древняя Мать-земля, родительница и убийца. Но, например, у древних тюрок, мир имел три уровня (тенгри): подземный, земной и небесный. А сегодняшние знания о Вселенной, вообще, никак не укладываются в дуализм Неба и Земли.

Даже, такая, на взгляд, очевидная категория, как пол. Вроде бы Инь и Янь – основа дихотомии, идеальная модель.

Вроде, все ясно, и человек рождается либо мужчиной, либо женщиной. Но, гермофродиты – реальность, причем не придуманная человеком, по типу трансгендерных операций, а обьективная. Настолько, что, например, по греческим и ряду других мифов, когда то, люди были андрогинами (то есть, обоеполыми).  Их разделили боги, в качестве наказания. Целый ряд древних богов имеют откровенно двуполые признаки. Даже, такие патриархальные, как Зевс (который, родил Афину из головы, напрямую) и Яхве.

Скорее всего, этот факт, отголосок тех далеких времен, когда половая принадлежность, еще не была устоявшимся культурным определением, и, «женская» функция, определялась, в первую очередь, как «рожающая», «мать». И, боги, творцы, тоже были «рожающими», «создающими».  То есть, имеющими схожий функционал с матерью. Их «странное» гендерное поведение – отражение тех времен.

Противопоставление белого и черного парадоксально, учитывая, что черное – компонент белого. Душа и тело, плохое и хорошее, сердце и мозг, и, еще много других дихотомий, глубоко засели в нашей психике. Определяют то, как мы думаем и принимаем решения.

Правильное и ошибочное – между тем, вообще не дихотомия, а просто мнение.

Дихотомия и дуализм – свойство линейного восприятия мира. То есть, состояния, когда есть только два направления.  Из линейных категорий, в нашей жизни, основной, является, Время. Оно бежит только вперед, но при этом, мы научились возвращаться в прошлое, в воспоминаниях.

Сам же физический мир вокруг нас в эту модель не помещается. Он трехмерен (ну или трехсполовиноймерен, если считать и Время). А, если брать поверхность земли, на которой мы живем, нашу Ойкумену, то она условно двухмерна, и, например, число четыре (по числу принятых сторон света), могло бы стать столь же успешным инструментом инвентаризации и восприятия мира.

Дуализм и дихотомия, в принципе, не самый эффективный метод описания и осознания мира вокруг.

Все это приводит меня к мысли о том, что может, дихотомичность нашей психики и языка – результат какого то конкретного обстоятельства в прошлом? Чего то настолько простого, и сидящего, так глубоко, что, мы о нем не задумываемся?

Ведь, большая часть концепций, даже самых умных, имеет очень обыденные корни. Почему же, мы должны абсолютизировать дуалистическое восприятие реальности нашими мозгами? Может быть, оно, там не заложено изначально, а сформировалась, как результат большого количества повторений? Может, проникло туда с языком?

Любой из человеческих этнических языков, при правильном использовании, позволяет заглянуть в самые далекие времена, так как является живым свидетелем формирования человеческого общества. Его отражением.

Прямой непрерывающейся нитью тянущийся к моменту создания первых человеческих сообществ. В языке, под грудами исторических наслоений, прячется наш общий культурный код – свидетель древности. Надо просто научиться его оттуда извлекать.

Да, наш, человеческий язык удобен для дихотомий типа высоко-низко, далеко-близко, горячо-холодно. Он, фактически, выстроен под них.

Но, даже это – не доказательство абсолютной необходимости линейной языковой модели. Она – всего лишь исторический факт. И, в ней же, вероятное указание, на те обстоятельства, которые поспособствовали этническому языку, в принятии, именно этой формы и метода.

Соответственно, причину и корень надо искать в том далеком историческом периоде, когда язык, формировался и рос, как таковой. Когда закладывалась архитектура праязыка, его внутренняя логика.

В условном месте будущего строительства Вавилонской Башни.

Это нелегко, потому что, письменных и археологических источников такой древности исключительно мало. Но, кое что, все таки, сохранилось.

По древней истории, как мы ее знаем, красной нитью проходит культ Двойной Горы. Горы с двумя вершинами. До нас, отражение этого древнейшего из культов, дошло, как в открытом виде, так и посредством символов, и, завуалированным в более поздних религиях и мифах.

Вместе с тем, число свидетельств культа Двойной горы настолько велико, и география его такова, что имеет смысл говорить о его относительной универсальности в древности.

Первым задокументированным свидетельством культа являются изображения в Чатал Хоюке, юго восток Турции, и, север Плодородного Полумесяца. Кроме самой горы, которую считают изображением находящегося неподалеку двойного вулкана Хасандаг, в Чатал Хоюке есть культ Красного быка – тоже символа вулкана, его яростной подземной силы. Причем, основным культовым предметом городища является бычья голова с рогами – символическим изображением двух вершин Хасандага. Культ строится вокруг Великой Матери, сидящей на троне, с двумя подлокотниками, изображающими больших кошек, вероятно леопардов. Сама форма трона – стилизация двухголовой горы, где сидение – седловина между вершинами, а головы леопардов – рычащие жерла вулкана.

Чатал Хоюк – это 10 тысяч лет назад. Времена, когда человек стоял на пороге целого ряда изменений. Начал одомашнивание животных, запустил аграрную революцию, изобретал и совершенствовал инструменты производства и убийства. Без сомнений, развивал этнический язык.

О том, что культ Двойной Горы распространился далеко за пределы Малой Азии есть ряд свидетельств. Додинастический Египет – родина бога земледелия Акера, чьим символом была откровенная калька с символа Великой Матери – двойная гора с двумя пятнистыми львами. Акер – один из древнейших богов Египта, давший много другим, более поздним богам, от Хатхор до Гора и Сераписа.

Культовый символ древнего Крита – одной из древнейших цивилизаций мира – большие бычьи рога, напоминающие двойную гору, которые вешались над входами и воротами городов. Оберег, существующий на территории от Центральной Азии до Рима. Еще одним культовым предметом Крита является двойной топор – лабрис (отсюда лабиринт).

По моему, символизм двойного топора Крита, пройдя невероятные трансформации и испытания временем, стал, в итоге, Молотом Тора, и даже, христианским крестом.

Бык с двумя большими кошками – символ Алеппо в Сирии и Баку в Азербайджане. Кошки и бык, как оберег и символ ворот – один из самых распространенных символов, от Ближнего Востока до Северной Европы.

Кибела, древняя лунная богиня, культ которой распространился по всему Средиземноморью и дошел до Кавказа и Черного моря – имеет те же дуалистические символы, кошек по сторонам, два диска в руках и так далее, что и ее предтеча.

Исида, Иштар, Апи, Диана – практически у всех этих древних богинь – пересекающаяся двойная символика. Так же, как и у многих богов патриархов.

Самым ярким из них является Янус Двуликий. Будучи богом мужским, он, тем не менее, содержит в своем образе, многое от своей предтечи – Великой Богини. Ведь Янус – бог дверей и проходов, также, как и она. Дверь – символ женский, аллегория женского лона. Двуликость Януса – отсыл к древнему корню, двойственности.

Первая патриархальная религия, считающаяся монотеистической, зороастризм – корнями уходит в тот же древний культ. Один из его аспектов, огнепоклонничество – рефлексия вулканического культа. Ритуал захоронения в башнях – рефлексия культа земли, ее святости и неприкосновенности. А дуализм Ахурамазды и Ахримана – эволюция двойного древнего культа.

Получается, что человек, окружен двойной символикой с начала времен. Причем, в силу истории, географии и геологии. Ведь двойной вулкан – не такое уж и редкое явление, у которого, между прочим, есть научное обьяснение. Лава, зачастую находит себе путь на поверхность разными путями, пробивается зачастую, не по основному засохшему и забитому жерлу, а создает новое.

Таким является, например, Эльбрус. Белуха, она же Уч Сумер на Алтае. Матерхорн в Альпах. При этом, все они – священные горы, места поклонения.

Седловина горы – символ Матери, ее лоно. Место, откуда из нее по утрам рождается Солнце – небесный теленок. Где подземный огонь вулкана, превращается в небесный огонь светила.

Поэтому, не стоит удивляться устойчивости культа Двойной Горы. Она – космологическая модель. То, как древние понимали устройство мира.

Следы этого культа – неотьемлемая часть нашего языка сегодня. Число «два» на разных языках, семантические поля, содержащие слова бык, гора, пояс, седло, лоно, спина, земля, мать, огонь, вулкан, свет, ворота, имена богов и богинь на разных языках от алтайских до семитических – все указывают на культ, забытый, но не исчезнувший. Не стану приводить здесь сотни слов из десятков евразийских языков, достаточно легко и элегантно соединяющихся в единое, указывающее на общий корень. Попробуйте сами. У вас, с некоторой вероятностью получится.

В языке очень много двойных инструментов. Например, в двойные слова в тюркских (и некоторых других), усиливающие действие: быстро-быстро, медленно-медленно. Вроде бы, использование двойного слова – само собой разумеющийся способ усиления эффекта слов. Но. Это – всего лишь привычная модель, принявшая форму рефлекса. И, у нее должно быть обьяснение.

Таких примеров в различных языках достаточно.

Естественно, обьяснять дуализм и дихотомичность мышления и языка, исключительно культовыми традициями, и, фактом проживания общих предков возле вулкана, было бы недопустимым упрощением. Если, моя догадка верна, для того, чтобы двойственность и линейность прижилась и развилась, необходимо было, чтобы она попала на благодатную почву. Двуполость, двурукость и двуногость человека – несомненно, не менее важные факты жизни, оказавшие важнейшее воздействие.

Когда то, люди жили у подножья Двойной Горы. Молились ей и боялись. Хасандаг, например, источник обсидиана, основного экономического ресурса Чатал Хоюка. Материала для изготовления орудий труда, оружия и украшений. «Экспортная» позиция. То есть вулкан – кормилец. Но он же – убийца. Который, может, в любую секунду, явить волю разгневанной Матери. Послать Красного Быка вулканической лавы, землетрясений и пепла на головы.

При этом, мы вряд ли можем сказать, с полной определенностью, где и когда это было. В Малой Азии, в Восточной Африке, на Алтае, на Кавказе. Сегодня, наиболее изученной и логичной выглядит версия Малой Азии. Но, это может изменится в последующие годы, в результате новых открытий.

Человек растет. Его мир расширяется с большой скоростью. Еще несколько тысяч лет назад границы его – сотня километров вокруг дома. Сегодня, мы изучаем черные дыры в центре нашей Галактики, за много световых лет от нас.

Относительно простая, дуалистическая модель мира, вероятно, достаточно адекватно отражала потребности древнего человека, его мира. Но, сегодня, нужны более совершенные инструменты. Математика, например. Насколько позволяют, мои, крайне ограниченные знания предмета, язык математики вынужденным дуализмом не страдает.

Язык, несколько тысяч лет назад, выдернул человека из первобытного состояния, дал ему способ копить и систематизировать информацию, придумывать и изобретать. Но, время идет, любой инструмент устаревает. В том числе и наш язык.

Какую форму примет изменение языка, сложно сказать. Искусственный интеллект, интернет, видео и аудио стримы, эмоджи и другие новые инструменты, в ближайшем будущем, наверняка его реформирует, дадут новые, пока не известные возможности.

Помогут нам, собирать целое, из какого угодно количества частей.

Leave a comment